Беломорско-Балтийский канал
(Другие ссылки: схема канала, страница про канал на сайте Беломорска, еще про канал)
Идея канала будоражила людей с того времени, когда в 1702 году Петр Первый, протащив посуху из Белого моря в Онежское озеро фрегаты «Курьер» и «Святой дух», захватил шведскую крепость Орешек на Ладоге. Этот путь был назван в народе «Осударевой дорогой». Но только осенью 1931 года было начато строительство канала и через 20 месяцев водный путь, построенный заключенными, был сдан в эксплуатацию. Во время строительства в канал было уложено 390 тыс. кубометров бетона, вынуто грунта 11,5 миллиона кубометров, в том числе 2,5 миллиона кубометров скалы. Канал строило 126 тысяч человек, на 98% заключенные. О людских потерях при строительстве канала точных данных нет, но по скромным оценкам, которые можно подтвердить документально, за канал заплачено жизнями не менее восьмидесяти шести тысяч человек. Работа шла сразу по всей трассе, поделенной на несколько участков.
Длина канала - 227 км. Канал имеет 19 шлюзов, 15 плотин, 12 водоспусков, 49 дамб и каналы общей протяженностью 33 км. Кроме искусственного пути (37 км) Беломорско-Балтийский канал включает реки Выг и Повенчанка, а также Выгозеро, Водлозеро, озера Узкое, Маткозеро. Средняя глубина 5 м. Допускается проход кораблей и судов смешанного (речного и морского) плавания. В практике строительства канала для возведения сложных сооружений широко применялось дерево. Беломорканал соединяет Сорокскую губу Белого моря с Повенецкой губой Онежского озера. Водораздел лежит выше Онежского озера на 70 метров. Белое море ниже водораздела на 102 метра.
В Великую Отечественную войну фашистская авиация пыталась вывести канал из строя. После прорыва немцев к южной части трассы была взорвана плотина Волоозерского водохранилища. Водяной вал хлынул в сторону Онежского озера, разрушая шлюзы и плотины. Он смыл в озеро наступающие немецкие части, а заодно и Повенец с его жителями. Обсохнувшая часть трассы канала стала новым рубежом. После войны южный склон канала был восстановлен и улучшен. Вторая дата рождения канала - 16 июля 1946 года. В настоящее время Беломорканал реконструируется: углубляется, расширяется, деревянные шлюзы и другие сооружения заменяются железобетонными.