Северо-Двинская система (взято из источника).
Северо-Двинская система соединяет бассейны рек Волги и Северной Двины, пересекая в Вологодской области междуречье Шексны и Сухоны. Наиболее примечательная её часть проходит в пределах национального природного парка Русский север. В последнее время этот участок старой водной системы привлекает внимание как перспективный туристический маршрут, ведущий к архитектурным и художественным памятникам Белозерья.
Об устройстве канала между Шексной и Кубенским озером, связывающим столицу с Архангельским портом, мечтал еще Петр I. Но еще раньше в этом районе находился знаменитый Славянский волок, существовавший уже в 10-11 в. К осуществлению замыслов Петра приступили в начале 19 в. Преодолевая водораздел между Шексной и Порозовицей, стоители сделали шесть шлюзов на Волжском склоне, поднимающем суда 11,4 м и семь шлюзов на Двинском склоне, опускающих суда на 13,5 м. В мае 1828 г. он был открыт для судоходства. По новой системе пошли транзитные грузы: дубовый лес в Архангельск, а в обратном направлении из богатых сосновым лесом районов Севера сплавлялось большое количество сосновой и еловой древесины на Волгу и особенно по Мариинской системе к Петербургу.
Движение судов по каналам и озерам системы до появления паровых машин и двигателей осуществлялось различными способами. Пропуск судов через шлюзы вели исключительно людской тягой. По каналам и озерам суда шли различным способом. Конской тягой, под парусом, а прохождение Кишемского озера, окруженного топкими берегами, осуществлялось с помощью свайных пал, по которым тяга производилась зачаливанием канатов и при помощи шпилей. От судна на лодке завозился канат, закреплялся на пале (столбе), и вращением шпиля на судне оно подтягивалось к палу, затем операция повторялась.
После реконструкции, к 1889 г, упразднили ряд ставших ненужными шлюзов. Очередная реконструкция канала проводилась в 1916 г. во время первой мировой войны в большой спешке. Строители перестроили шлюзы для пропуска судов размером 85 на 12,7 м. Переустройство канала представляло сложную гидротехническую комбинацию, что привело к изменению горизонта во всех озерах, вошедших в данную систему. Повышение уровня привело к расширению водного зеркала ряда озер, к заболачиванию их берегов. Немалый вред был причинен древним памятникам Кирилло-Белозерского монастыря и в целом городу Кириллову, стоящему на берегах трех озер - Сиверского, Долгого и Лунского.
В годы Советской власти роль Северо-Двинского водного пути, особенно после постройки Беломорканала, постепенно уменьшалась. После неоднократных перестроек и реконструкции Волго-Балта в системе осталось 6 шлюзов. Долгое время система активно использовалась для пассажирских перевозок, которые осуществляло Сухонское пароходство. Но когда к середине 70-х годов была проложена асфальтированная дорога Волгода - Повенец с отворотом на Кириллов, пассажирские рейсы на пароходах по каналу стали нерентабельными.