Петр Плонин. Дорожные записи
Велокругосветка 2004
Монголия
18 августа.
C
пали на полу в части в одном из кабинетов - складов. Подъем в 6.40, туалет из досок на улице. На завтрак были чай и хлеб с сыром. Перед отправлением сделали фото с Василием Кирилловичем, набрали воды из пожарной цистерны и отправились по холодку. Ночью было всего +12. Приехали на таможню - границу около 9 часов. На КПП очередь из 3-х машин с лесом, десяток легковушек и нас трое. Среди легковушек спорят, кто первый на очереди. Перед таможней я свернул посмотреть к православному храму, единственному, который к этому времени уцелел. До революции в Кяхте было 7 храмов и 2 пожарные части. Рядом забор старого таможенного терминала. А работает новый, 2 года как построен. Старший лейтенант пограничник похож на Максима Галкина. У Сергея нашли смещение печати на фотографии и долго нас из-за этого держали. Вернее, держали Сергея, а мы с Татьяной ждали.
В
11.50 мы прошли последний паспортный контроль уже со стороны Монголии и оказались в толпе оборотистых монголов с сумками-кошельками на смуглых голых животах. Мани - рубли есть? Скупщики валюты. Мы быстро прошли мимо. Рядом вереница машин, это наши водители на лесовозах порожняком возвращаются обратно в Россию. Первые юрты вдоль дороги. Вышло солнце. Воздух, как и в Бурятии, пахнет горьковатой полынью и степью. Первый табун лошадей под мостом у маленькой речушки. Сделали и мы перекус на берегу речки. И вот, через 24 км первый монгольский город Сухэ-Батор. В банке поменяли 20 долларов по курсу 1134 тугрика за 1$. Сделали перекус, а вернее шикарный обед в столовой. Гуляш - по 670 тугр., монгольский чай за пиалу - по 50 тугр., салат из капусты - по 300 тугр.
C
ейчас 18.07 по местному времени, с Москвой 5 часов разницы. Сижу на ж/д. вокзале, который построили советские строители 28 ноября 1984 г. к юбилею Монголии.
19 августа.
У
лан-Батор, 9.30 у генконсульства России. Сюда приехали из Сухэ-Батора поездом. В 21.45 выехали, в 6.20 приехали в Улан-Батор. Велосипеды сдавали в багажный вагон, что обошлось нам в 10450 тугр., то есть, по 3500 на каждого,
еще 700 тугриков потребовали с нас чисто за разгрузку. Сережа отказался платить и правильно сделал, все равно багаж нам выдали.
П
ока стояли в очереди на ж/д вокзале в туалет (за вход - 50 тугр.), пока умывались, началась гроза. Мы пошли искать русский центр, чтобы позвонить Сережиному знакомому. Мокрые, холодные, голодные, стоим у Российского посольства. На душе чуть пустота и чуть скребущее чувство неизвестности. Если в Улан-Баторе берут 10$ за ночевку, то мне придется выезжать с палаткой в сторону Китая. Я к этому внутренне готов.
Р
езко похолодало. Первое впечатление от Улан-Батора - приехали в советский, отдаленный от соцкормушки областной центр. Грязь, всюду недостроенность, лужи, колдобины. Но машин много и троллейбусы русские и дома русские. Только монголы еще держат марку и нет-нет, да и проедет в национальном костюме дедан - ушки на макушке. Надписи на монгольском языке, но тоже русскими буквами.
23 августа.
С
вернули в сторону на 45 км дороги Улан-Батор - Пекин. Голые склоны гор и вдали маячат 2 пары юрт. Одна поближе, другие подальше. Знакомимся с хозяевами ближней юрты. Хозяин, и у него трое детей. Младший сын - учится в 6 классе, дочь - лет 13 и старшему - лет 15. После показа письма на монгольском языке про наше путешествие нас радушно встретили. Пригласили в юрту, угостили кумысом, урьмом (молочные пенки, по бурятски - урмэ), сыром, чаем с молоком, белым хлебом и дыней с водкой.
Г
розовой фронт прошел и дождь кончился 10 минут назад. В юрте пахнет овечьей шерстью и войлоком. Неподалеку свободно гуляют около юрты без ограды и без ничего лошади, коровы, овцы. На ночь они тоже свободные, но держатся вблизи юрты. В юрте горит свеча. Хозяйка истопила кизяком железную печь и стало жарко.
24 августа.
В
13.40 встали на обед в 56 км от Улан-Батора. Утром встали в девятом часу и до 10.30 гостевали в юрте. Ночью шел дождь, несколько раз принимался, овцы ходили рядом, дышали и щипали траву. Утром на завтрак урьмо, чай, сыр сухой, хлеб. В дорогу набрали воды. Я подарил младшему сыну хозяина велосипедный сигнал на батарейках.
Д
орога превосходная, новый асфальт - делали китайцы. Редкие машины, но сильный встречный ветер очень мешает движению. Голые, мягкие очертания округлых вершин, желтоватые, иногда с зеленым оттенком, иногда скальные выходы. Облака кучевые и еще перистые. На ужин кипяток, урьмо и печенье монгольское, купленное еще в Улан-Баторе. С сегодняшнего дня я и Татьяна с Сергеем питаемся раздельно, общие только вода и кипяток.
Перелистнуть:
Назад
Вперед
ВЕЛОКРУГОСВЕТКА 2004. ДРУГИЕ ЧАСТИ
В поезде
Бурятия
Монголия
Китай. Пересечение границы
Трасса, смог и горы
На автомагистрали
Дождь в горах. Удачная ночевка
В Пекине
На пути к Сианю
Сиань. Терракотовое войско
Путь в горы
Перед перевалом
ЗАПИСИ ДАВИДОВСКОГО
Webmastering & design
Александр Зайцев