Байкал 2001. Солнечная. Лена

Долина реки Лена

Верховья Лены
22.09.01.
Суббота. Встал в 6.30 и поставил вариться пшеницу, замоченную с вечера. Ночью дул сильный ветер, а утром тихо и сухо, только облака подозрительные. Вышли в 8.30 после завтрака. Идем в бейд. левого галса со стакселем. Курс 50 градусов на выход из Чивыркуйского залива. Стаксель пришлось спустить - прослабился штаг, в верхнем узле проскользнула укосина. В 10.30 вышли из залива курсом 33 градуса. Круче не идет, мешает волна. Дует "горная", 8-10 м/с с Байкальского хребта. Волна до 1.5 м. В 12.30 сменили галс. Решили идти на Большой Ушканий, курс 270 градусов. Но кэп сказал, что нас сносит нещадно, и мы топчемся на месте, не можем обойти Верхнее Изголовье. Решили идти в бухту и править мачту. Взяли курс на остров Б.Кылтыгей (лохматый). Но в 1.5 км от него ветер скис и решили лезть на мачту прямо на воде. Саша сделал беседку из доски, я уселся на нее и меня подняли полиспастом грота. Перевязал переднюю укосину мачты, потом поднабили ванты и штаг. В 16.30 поставили стаксель и вновь идем за мыс В. Изголовье, пока лишь на север. К 18 часам ветер чуть стих и отошел, позволил нам идти 320 градусов. В 19 часов поужинали, разжарив утреннюю кашу и запили чайком. Дежурил кэп в рубке. Солнце садится в тучу над Байкальским хребтом и ветер стихает. До 21 часа просидели с Колей, проводили день и я полез спать, а он остался на вахте (предварительно убрали стаксель)

23.09.01.
Кэп разбудил меня в 3 часа. Идем левым галсом бейд, курс 300-270 град., ветер 8 м/с. Часов с 4-х ветер стал крепчать и дошел до 10-12 м/с. В 4.30 справа заметил огонь у самой воды, перекрываемый волнами, мигал как маяк. А я шел тем же курсом до 5 часов. Под берегом ветер сменился, я тоже сменил галс и пошел на юго-запад. Рассвело лишь к 7 часам. Там, где был огонь, увидел большой низкий мыс и решил, что это мыс Покойники, а огонь был на Солнечной. Простился с мечтой попасть с Байкала на Лену, в 8 часов сдал вахту Коле, сделал пару снимков и завалился спать. Проснулся в 10.30. Солнце, легкий ветер с юга, курс 270, волна мелкая. Галсами продвигаемся на юг. Ветер крепчает и разгоняет волну. Это уже "Култук". К 14 часам ветер поднялся до 15 м/с, а порывы до 18. Уже не могу развернуться в оверштаг, приходится крутиться через форда. Волна около 1.5 м и очень короткая, даже судно не уходит. Но в 15 часов традицию мы блюдем и в такой шторм. Салат готовит сам кэп и наливает. Я стоял на вахте, а закусывать полез в рубку. В рубку набилась вода через швы. С Колей откачиваем тряпкой. К 16 часам ветер стих до 5-6 м/с. На траверзе 5 домиков, сейчас подойдем. Оказалось, это не так просто. Ветер отжимной и мы продергались до 17 часов, а потом на веслах причалили в 500 м. севернее метеостанции Солнечная. Я сходил на станцию, но ничего не узнал. В это время ребята сварили суп, а я встретил на дороге святилище и мы там налили бурхану и себя не забыли. 19.00. Решили ночевать здесь. Идет мелкий дождь, а Святой Нос залит солнцем. После ужина пошел к леснику и просидел у него до 22 часов. Говорили обо всем, кроме разрешения в заповедник. Он даже не смотрел наши документы.(Налейкин Анатолий Павлович). В конце я спросил, как пройти на Лену и он сказал, где начинается тропа. Оказалось, что Солнцепадь - это та щель, на которую мы все смотрели, а не распадок за метеостанцией. Пришел по темну, ребята уже спали. Ночью шел дождь и ревел ветер с гор.

24.09.01.
Проснулся в 6 утра, еще темно. С трудом развел костер. Сильный ветер - задувает. Сварил кашу на завтрак и разбудил ребят. После завтрака собрался и в 8 налегке вышел. Подсек автомобильную колею, идущую лиственным лесом и пошел по ней. Сыплет снежная крупа и я надел плащ. Километра 3 колея ведет до распадка Солнцепадь, а далее тропа начинает подъем. Вышло солнце и снег перестал. Тропа хорошая, шестью взлетами поднимается на перевал. С полпути тропа покрыта снегом. В 10.30 был на перевале, пощелкал во все стороны и за 20 минут спустился к Лене. Река течет в заболоченной широкой долине, заросшей редкой лиственницей. Ширина 8-10 м, перекаты глубиной 30 см., расход 2-3 куба в секунду. Вся долина покрыта снегом 5-8 см. Сфотографировал Лену, опробовал водички и не задерживаясь, пошел назад. Лишь у озерка под перевалом перекусил и переобулся. Быстро поднялся и еще быстрее побежал вниз. В лагерь вернулся в 13 часов. Меня еще не ждали. Я взял водку и пошел к леснику Налейкину, он вчера просил. За бутылку он дал 4 кг копченого омуля (я вчера заметил подозрительный дымок и сам спросил). Расстались хорошо. Пришел в лагерь к обеду, а после собрались и в 14.30 вышли. Ветер слабый с юга и мы бежим потихоньку перпендикулярно от берега в море под гротом и стакселем. Солнце и темные кучевые облака 6-7 баллов. К 16 ветер стих, а потом небо закрыла туча и подул ветер 8-10 м/с. и разогнал волну до 1 м. Курс 150 градусов, больше не получается. Идем под одним гротом правым галсом. Но это было не долго, ветер отошел на юг и скорость возросла до 12-14 м/с, волна через все озеро и разогналась до 2 метров, короче "култук". На юг мы не продвигаемся, а решили идти за Б. Ушканий и отстояться ночь. Причалили на северном берегу, волны нет, развернули носом в море и уже стало темнеть в 20.30. Спать легли в 22 часа.
Другие части: По дороге к Байкалу    Постройка тримарана. Начало маршрута    На Фролиху    Байкальское. Давша    Шумилиха. Бухта Змеиная    Ольхон. Малое море    Ремонт на воде. Ангара    Конец похода