Из дневника Евгения Леткова

Экспедиция Беннета 2003

Среди моржей. На полярках

17 августа - воскресенье    Заступил на вахту с 0 часов. Слева последний мыс земли Бунге, впереди полосы льдов, а на них моржи отдыхают. Пока эти льды проходимы и нас они не задерживают. В 2 часа до Анисия 58 км., скорость 6.5 км/час, курс 279°, солнце еще высоко, но в туче, кругом разрозненные льды. В 3 часа сдали вахту Коле и спать.
    В 9.30 капитан кричит: "Подъем, моржи!". Выскочили, оказалось, они с Волынкиным в тумане причалили на мыс Анисий прямо к лежбищу моржей. Олег побежал их отгонять. Подошел на 10-12 м и несколько раз выстрелил, потом вернулся на судно. Что делать дальше? Моржи с их бивнями и наши надувные пузыри, а звери с лежбища не уходят. Вчетвером с карабином, ружьем и ракетницей пошли отгонять моржей. От поднявшегося шума и огней многие пососкальзывали в воду, но несколько так и остались. Потом мы отпугивали плавающих моржей от тримарана, а оставшаяся на берегу группа постепенно стала рассеиваться. Наконец, все моржи, которые были вблизи тримарана, с берега ушли в воду. Когда стало можно плыть, отвалили и мы.
    Прошли немного вдоль берега и в 11.45 увидели на берегу балок и много бочек, а когда причалили, то поняли, что это и есть жилуха на Анисии. Здесь были два
53.8 kb 39.8 kb
Полярные встречи (Д.Бородачев)
рубленых дома на кирпичных фундаментах и еще балки, но все давно брошено. Последними видимо были геодезисты - остались каркасы их палаток. Рядом озеро, наверное соленое, так как в шторм волны в него перекатываются. Я нашел кусок бивня моржа и зуб взял на память. Бензина не нашли, Саша сварил кашу, мы поели и отвалили в 13.20. Идем на о. Бельковский под мотором, курс 286°, скорость около 5 км/час. Солнце пробивается через высокие слоистые облака и тепло. Ветерок легкий с востока, но очень слабый. К адмиральскому часу сварил глинтвейн, а потом сварил кулеш к 17 часам, а к 18 часам пришло время заступать на вахту.
    Под движком идем в 3-5 км. от северо-западного берега о. Котельный. На руле стоит Сан Саныч и он около 19 часов заметил на берегу какие-то строения, сначала, даже корабли. Саша в бинокль разглядел 3х-этажные дома, а я убедил их, что это береговой обрыв и мы пошли дальше. через полчаса рассмотрели антенны и тогда повернули к берегу. Решили поискать бензина, а когда подошли поближе, увидели людей - нас встречали парень и две женщины. Оказалось, это полярная станция Котельный и на ней работают 9 человек, а существует она 70 лет. Познакомились с обитателями, организовали 200 л. бензина и баню, а потом сидели на камбузе и штемпелевали конверты до 4 часов ночи.

18 августа - понедельник    Спать легли на судне втроем с Сашей и Колей, а остальные - на полярке. Проснулся в 8 часов - нас бьет льдами. Это поднялся южный ветер и разогнал волну. Заварил завтрак, в 9 утра поднял команду, позавтракали. Волынкин пошел снимать, а мы 2 часа подряд боролись со льдами. Сначала пытались их отталкивать, потом вагами столкнули тримаран и еще час проталкивали его через льдины, а волны снова толкали нас на берег, а на нас льдины. Но наконец, подняли парус, завели двигатель и с трудом отошли, оставив Волынкина на берегу. В 12.30 причалили за поляркой, взяли Волынкина и еще полчаса снова не могли отойти от прибоя. Наконец вышли, в 13.30 я сварил суп, компот, пообедали и в 15 часов все завалились спать. Сан Саныч встал к рулю, а я залез в рубку и стал сушить на газу бахилы и чуню, промочил, пока отходили, правую ногу. Судно бежит ходко на форда под гротом и стакселем на бабочку. Ветер северный, 3-4 м/сек., а утром я неправильно определил, что южный, видно на берегу он как-то закручивался. В 17.00 опять опустился туман, а до этого целый час светило солнце. Идем курсом 224°, скорость 5 км/час, до мыса Медвежий 141 км., но это если напрямую. Шли на форда под гротом и стакселем до 21.30, но кэпу скорость показалась мала и он запустил двигатель.
43.2 kb 38.8 kb 36.9 kb 33.3 kb
2 часа подряд боролись со льдами

19 августа - вторник    С 0 часов заступил на вахту, работает левый двигатель, стаксель мы убрали, пройдя Нерпичью губу, да и ветер стихает. Около часу пошел редкий снежок, но без ветра и не холодно, да и подсушился я хорошо. В 2.45 курс 158°, скорость 8 км/час., до Медвежьего 88 км. Пора будить смену. За ночь хорошо прошли. В 9.00 принял вахту у начальников, а до Медвежьего 38 км. Так и идем вдоль берега под мотором, не убирая грота, да и ветра почти нет. В 11.30 залез в рубку варить кашу, а все пока спят. В 12.00 заметили на берегу строения полярки и антенны. В 12.30 причалили, а нас уже встречают. По радио их предупредили с Котельного.
    Здесь на Санникова всего 4 человека и больше порядка, хотя несколько лет станция была брошена без людей. Также, как и везде, один дом сгорел, также работает один дизель и тоже зимой он отказал и отапливались лишь капельницей на солярке. Но сейчас все поналадили и даже побелили и покрасили, хотя завоза еще не было. Питаются они лучше, чем на Котельном, ловят красную рыбу и омуля. Может быть это все благодаря тому, что работает семья: начальник Саша с женой Галиной с Алтая, их земляк молодой парень Леша и якут Толя, как ложка дегтя.
    Погода испортилась, то и дело налетает дождь мелкий, а к вечеру пошел снег, хотя давление выше нормы, 760 мм. Нас закормили рыбой: соленая, жареная и даже котлеты из гольца. Сан Саныч помогает ремонтировать мотор "Нептун", Ильдар лечил якута, Коля разделал нерпу, пойманную сетью. Прилетал самолет, посмотрел на нас и улетел, а посылку, которую обещали по радио, не сбросил. Вечером по КВ связались с ледоколом "Вайгач" и те сказали, что в пролив Санникова придут не раньше 24 августа, а значит нам здесь еще долго сидеть. Вечером мылись в баньке, попарились. Спать легли втроем на судне в 4 часа утра, а на полярке угомонились лишь к шести.

20 августа - среда    Проснулись в двенадцатом часу, и то, Коля встал по нужде. Попили кофейку, потом Коля сварил нерпу на пробу, результат положительный. Мясо вполне съедобное и не пахнет. После часу дня подошел Ильдар, потом Волынкин, а Сан Саныч спит и сейчас. Погода сегодня снова неважная, то и дело налетает дождь, может быть потому и рыба в нашу сеть не попалась. Сейчас Волынкин по КВ работает с "Вайгачем", а Коля варит нерпу. Якут коптит рыбу на опилках с сахаром - 3 стакана опилок на 1 стакан сахара. Вечером попробуем этот рецепт. Вчера делал талу из Омуля, а Галина сказала, что на Алтае также готовят мясо (свинина, баранина), только стоит оно двое суток.
    Уха из свежего омуля была объедение, съели целую кастрюлю, а вечером наставили сетей. После обеда я поспал на Лешкиной кровати, а потом заклеил Колин сапог "Ураном" и отпилил кусок от бивня мамонта, который валялся здесь на станции. Спать улеглись после 24 часов, после радиосеанса. "Вайгач" обещал нас принять вечером 22 августа.

21 августа - четверг    Опять проспали до 11 часов. Пришли Волынкин с Драгуновым и нас разбудили. Сегодня погода лучше, полный штиль, солнца нет, но нет и дождя и сразу веселее. Попили кофейку и сразу занялись приборкой на судне. Но в первую очередь проверили сети. В сетях ни одной рыбины, зато попалась нерпа и еще живая. Мы с Сашей в лодку вытащить ее не смогли, пришлось сети вытаскивать на берег и там, с великим трудом протолкнули ее в кольца, образованные грузовым шнуром, а Волынкин снимал на видео. Нерпу отпустили и она, отплыв 2 метра обернулась и посмотрела на спасителей.
    На судне Сан Саныч демонтировал электропроводку, снял леера. Я все продукты переложил в 2 бочки, разобрались с бензином и в конце приборки бочки привязали в горизонтальном положении. Я выпросил у Саши (начальник станции), еще один генератор ручной в запас. У него на складе лежит воздушный шар Ефремова, которого мы встречали в Якутске. Так мы с кэпом точили зуб на этот шар, но Волынкин не берет, или не хочет связываться с хозяевами шара. После позднего обеда меня поднимали на мачту, а потом занялись рыбалкой. С Сашиных сетей сняли 8 отличных омулей и я все засолил. Поставили еще сеть, а в это время на сети вышел большой тюлень и мы долго за ним наблюдали.