Из дневника Евгения Леткова

Экспедиция Беннета 2003

На острове

13 августа - среда    C полуночи часов заступили на вахту. Остров виден хорошо, плоский как стол, с крутыми обрывами, виден ледник, спускающийся к воде. Около 0.40 ветер стал усиливаться и Коля убрал стаксель, а через полчаса налетел шквал с севера 12-13 м/сек и мы вынуждены были взять круче к ветру. Сначала снимал Волинкин, потом вылез капитан. К 2 часам ветер стал стихать. В 2.30 остров снова открылся из тумана. Все вылезли, сварили глинтвейн и перекусили. завели музыку, все ликуют, идем к мысу Эммы. В 3.00 поравнялись с мысом, далее идем в 200-300 м. от берега, высматриваем гурий Делонга. Но нас встретили моржи, сначала парами, а потом увидели и лежбище. Пришлось взять помористее и двигатель завели. Так и шли вдоль берега до м. Преображения, а далее к м. Софии пришлось идти против ветра - опустили парус. В 6.30 зачалились к галечному берегу недалеко от устья ручья в небольшой бухте. Все в большом возбуждении, начали звонить домой. Я в 2 часа ночи разбудил Валю, она никак не поймет, а рядом, в 15 м. плавают 2 моржа.
о. Беннета, прибытие

Потом завалились спать, Коля с Ильдаром остались на вахте, а Волынкин ушел в горы. Проснулись в 14.30 с Левановым и начали готовиться к установке креста. Место я подобрал еще утром. В камнях раскопали ямку 0.5 м. до мерзлоты на береговой террасе. Подобрали плавник для сруба и сделали один венец. Тут же нашли бревнышки от избы Толля. Похоже, что На острове Беннета она была 6- ти, или 8- гранная, так как углы у колотых плах зарублены не под прямым углом. В 17 часов с великим трудом подняли Ильдара с Колей и Волынкина. затащили крест на террасу, а Волынкин снимал. Поставили крест, завалили камнями комель и начали собирать сруб: один венец завалили камнями, потом второй, укрепили табличку и долго потом снимались, писали записку и опять снимались, устроили салют стрельбой из карабина и ракет. В 22 часа спустились к судну, наконец-то поели первый раз за прошедший день и завалились спать, а Коля с Ильдаром остались караулить.

14 августа - четверг    Разбудили нас в 3.30 громкими разговорами, мы с капитаном и Сан Санычем встали, позавтракали и занялись ремонтными делами: Саша - отбойником под мотор, а я нашел дырку в лодке и заклеил. Идет прилив и мы все время подтаскиваем тримаран. В 7 часов они тоже улеглись - нужно теперь ждать низкой воды, чтобы поставить поддон, а я уселся за записи, пока все спят. В 9 часов вода ушла и мы с Сан Санычем поставили отбойник на клячиках из досок. Встал кэп и начал будить команду, а мы в это время собирали второй отбойник, все доски с палубы собрали. Коля сварил суп и все пообедали. Пока Волынкин что-то ничего не говорит насчет отхода. Я лег спать, а Коля ушел в горы.
    Занимаемся кто чем, позже мы с Сашей притащили два бревна-плахи с вырубленным окном от поварни Толля. Саша в 22 часа приготовил ужин, а к этому времени Волынкин договорился с Бабичем о ледоколе. Нам пообещали "Вайгач" на обратном пути из Певека послать севернее Новосибирских островов и
Установка креста, возвращение
забрать нас с мыса Анисий. Олег воспрянул духом, потащил всю команду фотографироваться к кресту. Потом я ушел в рубку, установил инфракрасную горелку и сушил рубку, не жалея газа, чтобы поставить новый баллон. Ко мне в рубку залез Саша и подал идею искупаться. Я разделся в рубке полностью, выскочил на нос и нырнул в Ледовитый океан. Вода обожгла тело, а в остальном все отлично, заскочил в рубку и там перед газовой горелкой согрелся и обсох, даже волосы высохли. В 23.30 кэп подал команду готовиться к отходу и ровно в 0 часов мы отвалили от острова Беннета.

Курс на Анисий

15 августа - пятница    Кэп сам стоит первую вахту, но никто не идет спать. Я напоил всех чаем и стали понемногу укладываться. Пока идем под мотором, но пытаемся поймать ветер. Курс 278° на мыс Анисий. Я не раздеваясь прилег на часик, а на палубе начальники что-то все еще взволнованно обсуждали и прощались с Бенеттой. В 3.00 наша вахта. Остров еще рядом, в 5-8 км. справа. Идем под мотором, но подняты оба паруса. В 4 часа проходим мыс Эммы, хотя сам мыс в тумане не виден. Подул с севера ветерок и
23.9 kb
Остров еще рядом
мы заглушили двигатель. Курс 240°, круче не идет, зато скорость 6.5 км/час. Сан Саныч уже на руле 2 часа, пора его сменить. В 6 часов передал вахту Коле с Ильдаром. Проснулся сам в 11.45, то есть, к своей вахте. В 12.00 принял вахту у капитана, идем под гротом и стакселем правым галсом в бейдевинд. Ветер северный 3-4 м/сек, скорость 6 км/час. Курс 240°, а на Анисий нужно 276°, но круче не идет. Видимость 1-2 км., морось. В 14.30 ветер скис и вынуждены запустить двигатель, стаксель убрали. Сегодня адмиральский час команда проспала бы, если бы не капитанская дудка. После перекуса с чаем разговор с Бабичем - отношения налаживаются.
    В 17.00 на вахте Коля, курс 277°, идет под мотором, небо чуть-чуть проясняется. Утром Першин с Тикси хотел самолетом лететь к Бенетте, смотреть крест, но погода была не летная. Я варю гречку и компот на обед. После обеда снова сон, на вахту заступили в 21.00. Идем на моторе, курс 300-330° - приходится забирать севернее, так как идем против ветра и против волны. В 21.30 пробралось солнце и давление растет, уже 765 мм. Уже все разговоры о ледоколе, а до Анисия еще почти 200 км. В 22.30 ветер отошел к западу, поставил стаксель на левый галс и побежали побыстрее, но получился курс на север. Тогда опустили и стаксель и грот и выставили курс на Анисий. Скорость 4.9 км/час и снова ветер в лоб. Небо очистилось, остатки облаков слоистые, высокие, скоро сдаем вахту. Первый раз за поход увидели луну.

16 августа - суббота    Вахта с 6 часов. До нас полночи боролись со встречным ветром, поняли, что напрасно тратим бензин, поставили грот и отдались на волю ветру. А ветер 3-4 м/сек, дует с северо-востока и мы в бейдевинд правого галса идем в сторону острова Новая Сибирь, хотя нам туда и не надо. Я даже руль отпустил, судно стабильно держится на курсе, лишь на волнах качается, а волна уже 2 балла. С перерывами 2 часа качал гондолы, а Сан Саныч занимался своими делами. Погода сегодня отличная, тепло и солнечно, а термометр даже показывает +15, но это на солнце. Вахту сдали Коле, Ильдар в рубке остался варить завтрак, а мы завалились спать.
    Проснулся в 12 часов, а завтрака еще нет. Вернее, он сварен, но ждут нас. Поели и снова спать, а Ильдар заварил суп. С 12 часов ветер стал стихать и мы под двигателем побежали быстрее и главное, четко по курсу. По спутниковому телефону сказали, что нас согласны взять оба ледокола и мы теперь гадаем, который подойдет раньше. С 15 до 18 спокойная вахта, держал курс 270°, а после нашей вахты кэп увидел землю - это Бунге. Так и шли весь вечер в ее видимости. На ужин Коля пек блины с мясной начинкой. Начали встречаться льды, сначала одиночные, а потом косами.