Из дневника Евгения Леткова

Экспедиция Беннета 2003

Арктические встречи

1 сентября - понедельник    Встали в 7.00, кофе, завтрак и снова в рулевую рубку. Идем в видимости мелких островов в 15-20 милях от берегов Таймыра. Курс на ЮЗ, скорость 13-14 узлов, врезаясь в поля льдов, сотрясается весь ледокол. К концу дня должны встретиться с "Арктикой" и взять на борт 2-х корреспондентов и Блинова, а далее в Карские Ворота и Баренцево море.
33.8 kb
АЛК "Советский Союз" и
"Вайгач". Из музея в Тикси
Получили штормовое предупреждение, с северо-запада надвигается шторм с ветром до 27 м/сек. С 18.00 все пошли в ангар, окончательно упаковались, уложили вещи, привязали и подмели полы в ангаре. После ужина все проверили еще раз и теперь остается только ждать. В 22 часа встретились с атомоходом "Арктика", спустили наш катер и забрали оттуда Блинова и корреспондентов (я видел только одного). Даже якорей не бросали, а просто легли в дрейф в 2-х кабельтовых друг от друга и сразу же разошлись.

2 сентября - вторник    Пробудились в восьмом часу, на море барашки и льда не видно, ледокол немного качает. После завтрака снова в рубку, узнать, где мы теперь. Оказалось, в Карском море на траверзе Обской губы. Ветер 10 м/сек, восточный, то есть, попутный. В 9 часов собрались в зале отдыха на встречу с Блиновым, а он еще пригласил телерепортера 1 канала. Говорили об итогах нашей экспедиции, может даже будет эпизод в новостях. После обеда дочитал повесть об Александре Следюке и атомном ледокольном флоте, а еще смотрели TV.

3 сентября - среда    Просыпался несколько раз ночью - воет ветер за иллюминатором, а под утро начало качать. Встал в 7 часов, выглянул, а за окном штормит и ветер встречный, значит вошли в Баренцево море. Но после завтрака в рубке мы поняли, что находимся в проливе Югорский шар, а намеревались проходить Карские ворота. А теперь справа от нас низкие берега острова Вайгач. Из переговоров стало ясно, что нам предстоит дожидаться судна "Владимир Игнатюк". В 9 часов в 8 кабельтовых от брошенного лагеря Хабарово на материковом берегу, "Вайгач" бросил якорь в самом узком месте пролива. А мы в это время спустились на 4-й мостик в зал отдыха для съемок 1 канала TV, а Дима Бородачев фотографировал.
    В 11.30 ветер 15 м/сек, с северо-запада. В 13.00 после обеда пошли в ангар для съемок наших экспонатов, бревушек поварни Эдуарда Толля. После съемок поговорил с репортером Ильей Филипповым насчет нашей кругосветки, обменялись адресами, а я дал ссылку на наш сайт. В 14.00 вышли с Сашей на палубу встречать ледокол "Владимир Игнатюк", который только появился в проливе, зайдя с востока. Долго, осторожно подходил ледокол-малютка к нам, как будто подползал, и зачалился лишь в 15.30. Он вдвое короче по длине, а их рулевая рубка ниже нашего иллюминатора , то есть, 12-13 м. над водой, а наша - 23 м. Погода сегодня отличная, солнечно, тепло, только ветер свежий.
    Целый день и весь вечер простояли, заправляя ледовый буксир водой. Мы успели сходить в баню, только бассейн был без воды - слили в ожидании шторма. Зато поговорили с Блиновым насчет Норвегии. После ужина пригласили журналистов на омуля. Собирались в каюте у Коли с Ильдаром и просидели до полуночи, лишь Саша ушел рано. Ледокол наш все стоит, а малютка уже отвалил.

4 сентября - четверг    Проснулся рано и часа полтора читал Каневского. В иллюминаторе все признаки хорошей погоды, море спокойное, лишь на зыби покачивает. В рубке узнаем, что мы подходим к острову Колгуев. В 11.30 до Мурманска 430 км., ветер ЮЗ, 10 м/сек. Днем ледокол шел мимо о. Вайгач, а мы ничего не делали, смотрели TV и лежали. В рубке капитан ледокола рассчитывает график движения. Проблема в том, что вход в Кольский залив на дневное время закрыт и нам нужно попасть туда ночью.

5 сентября - пятница    Встали в 7 часов. После, уже из рулевой рубки смотрели на мыс Святой нос, который мы в это время проходили. Скорость наша невелика - 5-6 узлов, а после 11 часов вообще легли в дрейф. А я в это время стирал мешки. В 11.30 - 150 миль до Мурманска, ветер западный, 11 м/сек. С Сашей разобрали продукты, отобрали в дорогу, а остальное в бочку. Переложили соленую рыбу в белую флягу. Сегодня или стоим, или медленно идем под дизелями - в залив можно зайти только после 23 часов и вот мы целый день качаемся по зыби, даже укачивает. Волынкину пришел факс от Першина, что тот едет в Калининград на международный симпозиум по истории освоения Севера и будет делать доклад по нашей экспедиции.