Волга - Мурманск 2002. Переход Архангельск - Мурманск

57.5 кб. Схема маршрута
Посмотреть схему маршрута

8 сентября
    На вахту заступил в 0 часов. Перед моей вахтой видели северное сияние. Море уже успокоилось. Впереди слева светит маяк на Сосновце. Только что судно пересекло нам курс, а мы идем 30°. В 1.20 ночи еще одно судно прошло мимо и очень близко. А потом ветер скис и нас крутило больше 1,5 часа в 5-6 км. от маяка. Вахту сдал в 3 часа капитану, а его течением унесло за 20 км. назад и только Коля вернулся к Сосновцу и прошел в нескольких кабельтовых от острова. Вахту он сдал мне в 9 часов.
    Идет дождь, ветер СВ, слабый. Курс 30° в 1 км от берега. Коля у нас теперь кашевар, сварил молочную кашку и к 10 часам всех накормил. К 12 часам дождь кончился, за 3 часа вахты я продвинулся вдоль берега км. на 15 и сдал Саше вахту напротив избы в устье реки. Давление растет, уже 760 км. В 10.40 пересекли северный полярный круг. Пока Саша правил, а я спал, Коля сварил суп из оленины. В 15 часов мы наелись и заметили, что нас снова сносит. Меняли галсы, но бесполезно и в 16 часов встали на якорь в 0,5 км от берега. Закинули лески, а их сносит, грузов не хватает. Туман и изморозь. В 18.00 нас наконец развернуло, и мы снялись с якоря, отдавшись течению. Ветра нет совсем, GPS показывает скорость 2,2 км/час. Решили пока испытать инфракрасную газовую горелку. В рубке сразу потеплело, а Коля решил пожарить на ней заодно и мясо. В 17.40 на траверзе слева устье реки Глубокая. Мясо с капустой съели, ждем чай. Потянул легкий ветерок с юга. Интересные облака на небе и закат красный. В 21.00 сдал вахту капитану. Курс 45° на Данилов маяк, который уже виден.

9 сентября
    Коля разбудил на вахту в 3 часа. Идем 240° бейт левого галса. Впереди 2 маяка. Мимо прошел пассажирский теплоход, а потом 2 еще каких то. Небо все в звездах и холодно. В 5.20 один маяк уже на траверзе, но ветер стихает. После своей вахты проснулся в 8, озяб что-то. Саша так и идет левым галсом, только волну разогнало, как прошли устье Поноя. Пасмурно, но давление 764 мм. Сварил манную кашу к 9 часам, Коля заступил на вахту, а мы с Сашей - спать. Проснулся, как заведенный, за 10 минут до вахты. В 12.00 принял руль. Ветер ЮЗ, 5-6 м/сек. Идем бейд левого галса, курс 330°. Впереди виден мыс с маяком Городецким. Разгулялась волна до 1.2 м. В 14.20 ветер стих, зашел с юга, потом снова зашел на ЮЗ и пошел дождь. Давление 758 мм. После обеда в 15.25 сдал вахту Саше, а сам начал с "лоции Баренцева моря". Закончил все это спальником, чтобы зря не терять тепло. Встал лишь в 19 часов, чтобы сварить ужин. Дождь только что кончился, но пасмурно, давление 755 мм. Ветер СЗ 5-6 м/сек. Волна около 1 м, но битая и здорово кидает. Поели мясной кашки и в 21 час заступил на вахту. Ветер сменился и дует с северо-северозапада. Иду 240° правым галсом к берегу. Вдалеке справа еле виден маяк на мысе Святой Нос. За вахту меня снесло на 10 км. и маяк я потерял. В 23.30 меня сменил Саша.

Открыть Открыть
Заштормило
  10 сентября
    Проснулся в 5.30. Коля с Сашей борются с ветром. Он зашел к северу и усилился до 10-12 м/сек. Волна до 2.5 м. В 6 часов заступил на вахту. Иду на Святой Нос в бейд левого галса, облизывая волны, но иногда заливает с носа до кормы, если подрежешь гребень. За 3 часа подошел к мысу на 5-8 км. Хорошо виден маяк. Меня сменил Саша, а мы с Колей накормили его бутербродами с сердцем. Сидим в рубке, одетые и обутые, готовые к авралу. Мыс обойти не смогли. Саша сменил галс напротив маяка и пошел еще на один заход, а мы с колей поставили кофе. Сварили, попили, а Саша не успел, снова прижало, опять закладывает галс. Но то ли ветер сменился, то ли течение, волна стала выше и круче и беспорядочная, сплошная толчея. Коля сменил Сашу и он, не залезая в рубку, перекусил. В 12.00 наконец, прошли мыс Святой Нос, а значит, вышли в Баренцево море. Налетают шквалы до 15 м/сек, с волн ветер срывает брызги и вся эта водяная завеса иногда даже закрывает берег. Высота волн до 4,5 м, а средние 3 м. Идем бейд правого галса, курс 280°. Ветер СВ 8-10 м/сек. Давление 760 мм и растет. К 13.30 море поуспокоилось, даже солнце проглядывает. Решили идти в Нокуевский залив, а до него еще более 50 км. А пока помыл мясо и поставил варить. В 14.30 давление 764 мм. Так и идем правым галсом в видимости берега. В 15 часов заступил на вахту. Курс 270°, ветер ССЗ 6-8 м/сек, порывы до 10 м/сек. Временами налетает дождь. Обедал прямо за рулем, благо, ели одно мясо.

Открыть
Губа эта -настоящий фиорд
    Впереди на берегу заметили радиомачту на круглом пупыре. В 17.30 поравнялся с ней, а Коля в это время читал лоцию вслух. Смотрю, под мачтой маяк, а западней виден черный остров. Проверили по GPS, и оказалось, это наш остров Нокуев, а мачта стоит на мысе Черный. Быстро мы долетели, недаром GPS показывал скорость до 13 км/час. Коля по радио запросил у погранцов разрешения на заход, и дали "добро". А до острова еще 14 км. и мы пошли на форда по 2х метровой зыби, но ветер стал стихать. Около 19 часов заметил в море парок местами, а потом в 150 м от судна увидел черный плавник. Думал акула, а потом понял, что это кит. В 19.30 еле подходим к проливу Вост. Накуевский. В честь захода в Баренцево море решили устроить дневку в губе Ивановской. В 20 часов вошли в пролив Вост. Накуевский и с приливом потихоньку зашли за мыс Ивановский в губу Ивановскую. Ветерок встречный и в узостях приходится подгребать. Губа эта - настоящий фьорд. Северный берег скалы до 300 м., а южный материковый поположе и пониже. Встали в 21.20 на южном берегу в 1 км. перед порогами, здесь в бухту впадает маленький ручей. При чалке я провалился в воду обеими ногами и намочил все чуни, отжал и завернул в плащ, так как сушить их все равно негде. Каша у нас уже была готова, и поужинав, мы легли спать.