C приливом тримаран снова на плаву. На этот раз все получилось нормальною. К полудню подошли к одному из проливов Бабьего моря. По пути видели несколько белух, но близко они не подплывали. Пролив в Бабье море выглядит как понижение между двумя берегами, забитое камнями, а между ними течет ручей. По карте, это место называется порог Купчинный. На берегу стоят дома. Вероятно, они относятся к службе заповедника, часть которого здесь расположена. Но хозяев не видно. В протоке на камнях много мидий и морских желудей. По сравнению с другими местами, здесь они гораздо крупнее и дно ими буквально усыпано. Погода с утра солнечная, но на море прохладно и дует свежий юго-восточный ветер. Встали у берега около входа в протоку. Готовим обед и ждем прилива.
Здесь яхта на пройдет Порог Купчинный
Наконец, вода поднялась так, что уже можно подойти к протоке. Ручей сменил направление и понес воду с моря. Договорились, что Евгений и Саша на колах проведут тримаран по протоке, а я с воды просматриваю удобные проходы. Наконец, протока позади. Ветер снова утих. А может, он просто потерялся в лесу, пока пробивался сюда с моря. Губа похожа на большое озеро с низкими залесенными берегами с множеством островов, также покрытых лесом. Около островов из воды торчит много камней и мы их несколько раз принимали за стоящие на воде лодки. Только по приближении к ним лодки вдруг превращались в камни и вокруг нас снова первозданная природа. Кругом летает множество птиц. Знакомые нам утки и еще серые птицы, размером чуть меньше гуся, летающие небольшими стайками, или сидящие на воде у берега. Людей в самой губе не обнаружили. Решаем, что если на входе в губу был кордон, то второй кордон должен быть на выходе из другой протоки. Так и оказалось. У выхода из губы на левом берегу появился жилой дом.
И здесь яхта на пройдет
Второй пролив в Бабье море более глубокий и с сильным течением. По карте, это порог Городецкий. Протока более глубокая, но когда идет прилив, пройти ее против течения на парусах нам не под силу. Сделали два захода. Вначале все получалось, но в самом узком месте протоки течение нас забрасывало снова в Бабье море. В протоке, куда мы пытались попасть, показалась моторная лодка. Как мы позже узнали, там был егерь со своим помощником, парнем лет двадцати. Вначале они лихо подлетели на лодке в нашу сторону, явно намереваясь нас припугнуть. Пристаем к берегу. Егерь понял, что на браконьеров мы явно не тянем и разговор стал более спокойный.
Выясняем, что заповедник, в который мы попали, был первоначально создан с целью охраны гаги. Гага похожа на большую утку серого цвета. Стаи этих птиц нам попадались в губе, но мы их принимали за одну из пород уток. Гага гнездится в этих местах на островах и этот пух здесь собирают. Егерь сказал, что пух этот здесь не качественный, потому что рядом лес и гага свои гнезда выстилает не только пухом, но и всем другим подходящим, что найдет. Гага на этой протоке зимует, так льдом протока до конца не покрывается. Птицы отсюда не улетают, но их много гибнет, потому что зимы здесь суровые.
Входим в Бабье море
Около 9 вечера стал заканчиваться прилив в Бабье Море и в половине десятого нам удалось пройти против течения. Далась протока с трудом, так как к этому времени ветер совсем скис. Пришлось помогать веслами. Из протоки вышли в губу Пояконда. Губа тоже живописная, много островов. После заповедника на правом берегу губы прошли жилой дом. Около него играло несколько детей. Они смотрели на нас, как мы плывем, мы смотрели на них. И тем и другим было и интересно наблюдать друг за другом. Мы уже давно не видели обычные дома, где люди живут семьями, а они наверно еще не видели такое судно, на котором мы плыли.
Егерь с кордона нам объяснил, за каким островом кончается заповедник. Уходим за эту границу и выбираем место для ночлега. Встали на одном из островов, который даже в масштабе губы небольшой, сравнительно низкий и покрыт лесом. Выходов скал, как это было на островах у Кольского, или в губе Ковда, не видно. Евгений в ужин занялся экспериментами. Попробовал сделать треску горячего копчения в жестяном цилиндре от кухонной плиты в качестве коптилки. Рыбу используем ту, что поймали утром. Рыба немного пересолилась и на копченую не очень похожа. Но система в целом работает, а усовершенствовать ее можно будет дома. Получилось что-то горячее, соленое и подсушенное. Под эту закусь допиваем остатки спирта. Порции символические, грамм по 20, но все равно что-то ощущается.
Последние сутки похода
27 июля
Ужин затянулся и уже начались новые сутки. На ночевку встаем в нескольких метрах от берега. Для якоря снова набили в сетку камней и забросили ее в воду. У острова глубина сразу такая, что отлив нам не помешает. Но зато нет песчаных участков и поэтому гондолы у берега будут тереться о берег. Ночью постепенно поднялся восточный ветер и тримаран подтащило к берегу. Просыпаюсь в половине четвертого. Легкая качка с шорохом гондол о камни говорит о том, что мы уже у берега. Бужу Евгения. Вдвоем поставили парус, подняли якорь и отошли от ветра за остров. Там волна тише и ветер меньше. Можно снова ложиться спать. Окончательно проснулись в половине девятого. От хорошей
Последняя ночевка
погоды вечером не осталось и следа. Небо затянулось, по воде гуляет волна. Но облака еще высокие и дождя нет. Подошли к месту вечерней стоянки. Евгений с Сашей пошли к костру, а я решил осмотреть остров и заодно принести дров. Остров покрыт редким лесом. Деревья в основном сосны, но есть немного елей и рядом растет несколько рябин. Много кострищ. Некоторые совсем облагороженные. Столик из кругляшей и лавочки. Сюда явно приходит много людей, так как рядом станция. Наверно, в хорошую погоду здесь хорошо устраивать пикники. У соседнего кострища нашел руль от байдарки RZ и спринцовку. Кто-то оставил за ненадобностью. Рядом станция и сюда наверно часто приезжают "чайники" из больших городов осваивать морские просторы. Одна байдарка, наполовину скрываясь в волнах, прошла вечером в сторону моря. Я бы на их месте быть не пожелал. У нас были свои трудности, но сидеть в байдарке с мокрым задом в тот момент мне показалось занятием не привлекательным.
ВВ середине дня пришли в Пояконду. Евгений с Сашей ушли в поселок на разведку, я сижу в рубке и готовлю на обед кашу. За бортом вязкий ил, в нем в отлив увяз тримаран и все это находится рядом с поселком у небольшого развалившегося причала, от которого вода во время отлива тоже совсем отошла. Идет мелкий дождь. Он стал сыпать еще во время завтрака. После завтрака у нас была задача вытащить поставленную вечером сетку. Вечером было тихо, а утром оказалось, что ее мы поставили с наветренной стороны острова. Тримаран даже без парусов из-за рубки имеет большую парусность. Сделали три захода выше поплавка, после спускали паруса и старались с помощью весел продержаться около веревки с поплавком, чтобы ее вытащить. На третьем заходе поплавок поймали. Евгений взял его в руки, а мы с Сашей пытались с помощью весел удержать тримаран у поплавка. Но ветром его снова потащило вдоль острова. Сеть за что-то зацепилась и перестала вытягиваться. Все кончилось обрывом веревки. Еще сделали попытку достать сетку со дна, но ее так и не нашли. Еще вечером Евгений говорил, что если сеть пропадет, ее не очень будет жалко. Как пришла, так и ушла, да еще и дырявая. Она была найдена на Волге на берегу в кустах во время тренировочного майского похода. Наверно, зря говорил. Сетка обиделась и не пожелала возвращаться.
Около 15.30 пришли разведчики. От станции до места, где мы расположились, чуть больше километра по грунтовой дороге. Билетной кассы на поезда нет и они здесь не останавливаются. Да и вообще здесь нет никакой кассы. Сократили. Нужно ехать на электричке до более крупной станции, а электричка будет завтра утром около восьми. Решаем переждать дождь, немного поспать, а под вечер, с приливом, уйти дальше в залив, найти ровный берег и начать разборку.
Разборка тримарана
Последний залив
Под вечер вода поднялась. Тримаран поднялся с ила и его подогнало ветром дальше к берегу, где ил кончается и растет трава. Ставим паруса и делаем последний переход вглубь залива. Залив этот получился из ручья, который втекает в губу рядом с поселком. В отлив конечная часть залива - это ручей, текущий между заиленных камней и постепенно соединяющийся с основной водой залива. В прилив залив подбирается к зеленому травянистому берегу и ручей виден только, где берег начинает заметно подниматься. Проходим почти до упора и чалимся. Дождь стих и остался только слабый ветер, который нам полезен для подсушки. Отвязываем паруса, веревки, мачту, начинаем очищать рубку от снаряжения. Постепенно от судна, которое только что ходило по морю, остаются три надутых пузыря с привязанным к ним большим количеством разнокалиберных жердей. Затаскиваем остатки тримарана выше на берег и продолжаем разборку.
Все жерди из сухой ели и будет жалко их оставлять просто так на берегу, тем более жечь из них костер. Хороший строительный материал зазря пропадет. В это время, чуть в стороне от нас, через ручей переходит пузатый, заросший мужик в майке, лет 55 с маленькой собачкой. Подхожу к мужику и предлагаю ему купить жерди. Скорее, обменять на что-нибудь для нас полезное. Обычно в этих случаях меняют на рыбу, или вино. При себе у него ничего нет, но делать ему явно нечего. Он подходит и начинает расспрашивать, откуда мы пришли и чем занимались. Его собачонка видимо почувствовала при хозяине на берегу и при чужих для нее людях, что пора что-нибудь начинать сторожить. Она начинает на нас лаять и мешать работе.
На траве кругом разбросаны части тримарана. Отдельно жерди, рядом куски досок. Поодаль, в нескольких местах, лежат веревки и наши личные вещи. Саша, как капитан, занимается наиболее ответственными узлами, а мы с Евгением на случай дождя натягиваем на освободившиеся жерди полиэтиленовую пленку. Вещь мало надежная, но до последнего дня сумела сохраниться. Глядя на нашу деятельность, мужик решает, что пора идти, а может просто в майке замерз, хотя и после бани. Сначала он решил проверить, насколько вероятно получить эти жерди на халяву. Он предлагает их аккуратно сложить на берегу, а он их потом заберет. Дарить мы их не собирались и заверяем его, что по погоде пора греться у костра, а жерди для этого в самый раз сгодятся. Видимо, это его убедило. Он собирается домой и обещает принести бутылку водки. Вино не самоцель, часть жердей все равно пришлось бы оставить, поэтому соглашаемся. Мужик уходит, а мы продолжаем заниматься разборкой и упаковкой.
Кремя подходит к одиннадцати вечера. С неба посыпала мелкая изморозь и мы перетаскиваем под пленку вещи, которые могут промокнуть. На траве остаются гондолы, которым досыхать придется уже дома. Приходит наш знакомый, теперь уже одетый по погоде и действительно приносит бутылку водки. У нас к этому времени поспел ужин и мы предлагаем его за стол. В меню суп, сало с хлебом и луком, чай. Знакомимся. Мужика зовут Федор. Выясняется, что он здесь тоже типа дачника. В Мурманске у него основное жилье, а здесь он живет, когда хочется, так как уже на пенсии. К полуночи Федя разохотился на разговоры с приезжими и притаскивает вторую бутылку. Это уже в наши планы не входило, но придется поддержать компанию, тем более, что ночь все равно придется коротать.
На станцию приходит поезд со стороны Москвы. Некоторое время спустя, на дороге со стороны станции появляются неясные силуэты и доносятся голоса. Тени оформляются в процессию из людей, которые проходят мимо нас по дороге метрах в семидесяти. Женщины, несколько детей, мужчины. На некоторых сверху надеты плащи из пленки. Все что-то несут и тихо переговариваются. Федя объясняет, что это очередная партия работников на биологическую станцию при заповеднике. Из них какая-то часть практиканты, а дети заодно со взрослыми, По его словам, на станции работает несколько десятков человек и часть состава периодически меняется. Утром их должен забрать катер.
Дорога к дому
28 июля
Далеко заполночь. Федя уходит спать, приглашая нас к себе. Мы обещаем, что придем, если будет дождь. Но к этому времени изморось кончается и у костра сидеть тоже терпимо. Натаскиваем к костру доски с тримарана и делаем настил. Над настилом натягиваем пленку из полиэтилена. Коврики уже в рюкзаках и приходится обходиться голыми досками. Саша остается у костра, а мы с Евгением забираемся на настил под пленку. Евгений делает вид, что дремлет. Я такого удовольствия долго не выдерживаю. Под пленку натаскивает дым с костра, а доски местами влажные и от них тянет холодом. Хотя в это время настоящей ночи еще нет, замечаем, что в полночь стало более сумрачно. Наконец, время приближается к 7 утра и пора идти на станцию. Собираем оставшиеся вещи и в несколько заходов все переносим под крышу дома, где раньше была билетная касса. Чуть позже восьми приходит электричка. В электричке нам сказали, что ближайшая касса на дальние поезда находятся в Чупе. В электричке народу немного. По одежде большинство похожи на людей, которые собираются в лес за ягодами, или грибами. Выясняем, что билеты в электричке никто не берет и что она идет до ст. Лоухи. Эта станция гораздо больше и мы решаем ехать до конечной.
Пока ехали на электричке, облака поредели, стали расходиться и мы попали из серого, холодного утра в солнечный, даже теплый день. Было ощущение, что не погода сменилась, а мы просто въехали в другую погоду. Теперь она нам не очень важна. Кругом дома, крыши, а море осталось во вчерашнем дне. В Лоухах пытаемся выяснить, как удобнее доехать до Ярославля, или Иванова. У кассира карт нет, но она нам предлагает доехать до Волховстроя, где по ее мнению встречаются поезда питерского и московского направлений. Оказалось, что поезд, который нам нужен, уже на перроне и через 10 минут тронется. На бегу покупаем билеты и забираемся в вагон. Вещей у нас много, на троих 12 мест и посадка начинается с пререканий с проводниками по поводу багажных билетов, которых мы не брали. Наконец, поезд трогается, рассаживаемся по свободным местам.
29 июля
В Волховстрой приехали утром. В кассе выясняем, что единственный вариант ехать отсюда домой, это сначала ехать в Питер. Поезд, на котором мы прибыли, идет именно туда, но он уже отошел. А нам остается ждать электричку. Затаскиваем вещи в зал ожидания. Он сделан финнами, которые часть вокзального комплекса уже отделали, а часть только ремонтируют. В зале ожидания очень светло и пока он заново отделан, довольно чисто. Выбираем угол посвободнее и снова натаскиваем гору своего снаряжения. У нас 4 рюкзака, пара сумок и несколько катков из камазовской ткани. Это то, что было во время путешествия гондолами, рубкой и рулем. Саша для удобства этот груз возит по вокзалам на тележке, она приехала с нами и во время маршрута была привязана на носу одной из гондол.
Наконец, и эта часть дороги заканчивается. Три часа катим в полупустой электричке к Питеру. Петербург встречает привокзальным шумом и толпами народа. Идем с Евгением покупать хлеб на последнюю часть пути. В городе заодно забегаем в магазин с туристским снаряжением. В витрине лежат карты и атласы. Среди них двухкилометровка Карелии. Ее за время путешествия часто не хватало. На будущие маршруты берем этот атлас, а заодно и двухкилометровку приполярного Урала. Район тоже знакомый, но карта может еще пригодиться.