Белое море 98. Часть 1. Начало похода

Подъезды к реке

   Утром 4 июля 1998 г. поезд Иваново-Ярославль доставил троих человек и примерно 300 кг. груза на железнодорожный вокзал Ярославль-главный. Отсюда наше путешествие продолжилось сначала поездом до реки Онега, а затем на судне по Белому морю, которое было построено наполовину из привезенного, наполовину из подручного материала. Судно успешно выдержало испытания на живучесть и мореходные качества в условиях, какие смогла подобрать для него в то лето суровая северная природа.
   Архангельский поезд в полдень отошел от Ярославля и около двух ночи на следующие сутки мы выходим на станции Обозерск. Теперь наша задача добраться до реки Онега. Больше суток поезд шел на север и на перроне станции, несмотря на полночь, совсем светло, только очень тихо. У проходящих мимо рабочих станции выясняем, что наш пригородный поезд будет в восемь утра. Подтаскиваем вещи ближе к предполагаемому месту посадки и на лавочке начинаем клеить клапана для емкостей тримарана. Как часто бывает, на такие мелочи время дома уже не нашлось. Теперь его все равно надо чем-то заполнять. Подходит местный поезд. Он состоит из тепловоза и одного вагона и по-видимому, в этих местах выполняет роль автобуса на рельсах. Ночь мы не спали, поэтому забираемся на полки и наверстываем упущенное.
   Дорога от Обозерска до реки заняла 3 часа. По пути выясняем, что станция Порог, куда мы первоначально намечали ехать, находится далеко от реки и нам лучше выйти у моста через Онегу. Саша, как бывший машинист, пошел договариваться с машинистом нашего состава. Похоже, останавливаться по требованию здесь в порядке вещей. У моста выгружаем вещи и остаемся наедине с грузом и предстоящими хлопотами по сборке тримарана.Рядом переезд грунтовки. В стороне свалено несколько потемневших толстых досок, которые мы берем на заметку как возможный строительный материал для будущего судна. Челноком подносим вещи к реке, вынимаем снаряжение и переодеваемся в походную одежду.

Постройка судна

Открыть
Место начала сплава
   Сначала нам нужно сделать что-нибудь простое, на чем можно сплавиться до подходящего леса. Все, что рядом с мостом можно сделать, это нарубить кривых жердей из растущей на берегу ольхи, привязать жерди к гондолам и сделать что-то типа катамарана. Распределяем работу. Саша надувает гондолы, я рублю жерди, а Евгений готовит обед. Наконец, удалось подобрать несколько кривых стволов, пригодных для нашей цели. Выбранные жерди срубаю и несу к месту сборки катамарана. Евгений к этому времени начал варить суп из пакетов и я ему добавляю к обеду несколько грибов, которые росли на берегу рядом с ольхой.
   Наконец, катамаран собран. На этом берегу осталось еще одно дело. Проходим метров сто ниже по течению и Саша с Евгением приносят две доски из кучи, которую мы заприметили раньше. Из этих досок мы будем делать шверцы. Это элемент рулевого управления будущего тримарана. В километре ниже по течению на левом берегу подбираем площадку для нашей стройки. Здесь к берегу близко подходит лес и с воды видны растущие в лесу ели. Это основной наш строительный материал для мачты и каркаса. Спускаемся с катамараном до этой поляны. Остаток дня заготавливаем жерди. В месте, где мы обосновались, получилась уютная полянка. На ней нашлось место и для тримарана и для костра. Палатки у нас нет и для ее замены приспосабливаем рубку от будущего судна.

6 июля
Открыть Открыть Открыть
Наша стройплощадка Работа в трюме Каркас почти собран
   Подъем в 6 утра. Для начала, легкий завтрак из манной каши и чая с хлебом. Утро балует хорошей погодой. Тихо, тепло и солнечно. После завтрака рассортировываем снаряжение и продолжаем заготавливать жерди. Ошкуренные жерди ввязываем в каркас тримарана. К вечеру подходящие сушины близко у берега заканчиваются и теперь приходится уходить в лес все дальше и дальше. Целый день заедают комары и мошка. Мошка - та вообще кусает весь день постоянно, а комары появились к вечеру.
   После ужина Саша с Евгением принесли десятка два тонких досок от полусломанной будки, которая стоит недалеко от моста, а по дороге нашли несколько подосиновиков. Еще полчаса сидим у костра, варим грибы на завтрашний день. Отбой в половине двенадцатого. Во второй половине дня прошло несколько коротких дождей, но на работу это не сильно повлияло.

7 июля
Открыть
Делаем шверцы
   Новое рабочее утро. Тримаран стоит на траве со связанным каркасом, и теперь осталась более тонкая работа. Нужно делать рулевое управление. Саша продолжает заниматься каркасом, а мы с Евгением приступаем к изготовлению шверцев. Шверц - это доска, которая опускается в воду и должна уменьшать смещение судна при боковом ветре. Готовые шверцы мы с собой не брали и делаем все на месте. Каждая доска из принесенных с переезда разрезается на три куска. Они скрепляются крупными гвоздями в торец. Получается широкая составная доска, которой еще нужно придать обтекаемые формы. Это сооружение скрепляется дополнительно скобами, а в середине делается отверстие под балку. Так как специального инструмента для прорезания больших отверстий у нас нет, в досках сначала высверливаем много маленьких дырок вдоль окружности нужного диаметра, а потом выбиваем внутреннюю часть этой дыры стамеской.У меня почти весь день уходит на сверление дырок. Сегодня днем было намного теплее. Дождь был всего один, и тот небольшой, от него никто не прятался.

Сплав по Онеге

8 июля
Открыть Открыть Открыть
Спуск на воду На Онеге 1 На Онеге 2
   Продолжаем сборку тримарана. Поставили рубку и доделали палубу. Спуск на воду прошел на удивление без усилий. Сначала были вырублены и выкорчеваны кусты, которые росли у воды на галечнике. Попутно убран всякий мусор, который торчал в этом месте из камней. Тримаран после сборки стоял на примятой траве и она сыграла роль смазки. Враскачку влево - вправо подтаскиваем тримаран к спуску. Дальше осталось только поддерживать, чтобы он по инерции не соскочил в реку и не уплыл. Все упаковать смогли часам к трем. Весь день великолепная погода. Тепло и солнечно. На Онеге ниже нашей стройки вначале попадались перекаты. Ниже они кончились и река пошла с поворотами, запанями и бонами. Боны - это такие устройства для отлова бревен. Река сплавная и местами по ней плывут бревна, спущенные в воду где-то в верховьях. В первый день сплава много времени пришлось лавировать между плывущих по течению бревен.
   На ночевку встали у низкого берега. Костер разожгли прямо у воды. Пока готовили ужин, обнаружили, что вода подходит к костру. Пришлось поднять костер выше. Вдруг оказалось, что и поднятый костер затапливает. Кострище пришлось перенести в кусты, так как вода затопила всю полоску берега между рекой и кустами. Так мы обнаружили, что в реке в этом районе уже появился прилив, хотя вода и осталась пресной. Прилив еще небольшой, но достаточный, чтобы затопить костер и заставить плавать лежащие у воды бревна.

9 июля
   Второй день сплава. Река расширилась. Около моста, где мы строились, между берегов было метров 200, сейчас около километра. Утром было пасмурно, но тихо. Затем ветер стал крепчать, а небо - затягиваться тучами. Днем в порывах ветер стал доходить метров до 15-18 в секунду, а в среднем разогнался метров до 10-12. По Онеге гуляют белые барашки, ветер срывает с волн гребешки и уносит брызги в сторону. Часам к 14 добрались до г. Онега. Причалились около порта и Евгений с Сашей ушли в порт выяснять обстановку. Для полного набора пошел дождь. Все удовольствия сразу. Пока мужики ходили в порт, вода отошла от берега и тримаран остался на берегу. В перерыв между очередными порциями дождя сходили в магазин за хлебом, а в оставшееся до прилива время все легли спать и провалялись до 8 вечера. После восьми отчалили и перешли к другому берегу Онеги напротив порта. Местность там напоминает нашу пойменную. Местами луговина, местами кустарник. Встали в заводи, в которую впадает небольшой ручей, в кустах натянули пленку и развели костер. Сготовили ужин и переночевали.

Выход в море

10 июля
Открыть Открыть Открыть
Первое знакомство с отливом Вода подошла На подходе к Кий острову
   От вчерашнего ненастья не осталось и следа. На небе светит солнце, на горизонте на востоке видны облака из тех вчерашних, что еще не успели уйти. Вчера, пока приставали в заводи к берегу, вода за счет прилива подошла к самой луговине и тримаран оказался почти рядом со старым забором. В шесть утра, когда все проснулись, вода оказалась далеко в стороне и вокруг тримарана остались только камни и бревна. Ничего не остается делать, как подтягивать и поправлять такелаж. Перевязываем то, что в первый ветреный переход успело разболтаться. С утра почти полный штиль. Часам к 10 подошла вода и появился слабый ветерок.
   Выходим из Онеги в залив и держим направление на Кий остров. Он расположен километрах в 10 от устья Онеги. На нем есть монастырь, где теперь располагается турбаза. Там отдыхают взрослые и есть что-то вроде пионерского лагеря. В полдень добираемся до Кий острова и делаем запас пресной воды. Колодец, глубиной 10 метров, пробит когда-то монахами в гранитной скале. Вода чистая, пресная. Монастырь построил еще в петровские времена монах Никон, который заложил его здесь в честь своего спасения на море. Воду заливаем в пластиковые бутылки, которые нам помогли набрать местные пацаны в виде платы за возможность посидеть немного на тримаране. В месте, где мы подошли к берегу, находится местный пляж. Вода у берега мутная, но здесь она немного прогрета и пацаны из лагеря беспрерывно в ней купаются. Не заметно, чтобы их кто-то в этом ограничивал. На берегу около пляжа выброшено много водорослей. Они похожи на полоски толстой зелено-коричневой бумаги, к которым прикреплены такого же цвета пузырьки. Внутри пузырьков есть желеобразная масса, которая на вкус тоже похожа на разведенный желатин. Абориген из отдыхающих сказал нам, что эти водоросли называются фукусы, что в этих пузырьках есть йод и их можно есть по 1-2 штуки в день для улучшения зрения. На Кий острове растет сосновый лес. Между ним и Онегой есть еще несколько мелких островков. Но они практически голые. Облизанные скалы, немного мха и травы.
Открыть
Белая ночь на Белом море

   От острова отходим на веслах, так как ветер снова прекратился. Остаток дня пытаемся идти на север на другую сторону Онежского залива. Сегодня день солнечный и почти все время тихо. На палубе становится даже жарко. Пробуем купаться прямо с тримарана, но вода в море холодная и поэтому купание чисто символическое. Сразу за Кий островом увидели первого тюленя. Метрах в 50 от тримарана он вынырнул, немного посмотрел на нас и снова скрылся. Еще из живности около острова видели пару семейств уток
   К ночи появился противоположный берег. Мы находимся почти в самом конце залива, поэтому еще виден берег, от которого мы отошли. Вода в заливе грязная, коричневого оттенка. Около устья Онеги она почти пресная. Затем вода стала солонеть, но цвет и прозрачность изменились только на середине залива. До берега за дневное время дойти не удалось, поэтому распределяем ночное время на вахты и будем двигаться ночью. У меня первая вахта начинается в 22.00. К этому времени солнце забралось за облака на горизонте и похолодало. Пришлось надеть всю одежду, в которой мы шли по Онеге в непогоду.

Другие части: На островах   Соловки   У кольских берегов   Карельский берег   Бабье море. Конец похода
Hosted by uCoz